воскресенье, 14 марта 2010 г.

ПолитНЕкорректная Алиса

ПолитНЕкорректная Алиса или 3D-девочка, которая ходит по головам и вмешивается в политику.

Поход в кино 13 марта принес новые сюрпризы.

Вдоволь «наевшись» полярно разных мнений друзей, знакомых, блогеров, пользователей социальных сетей, я наконец отправилась кинотеатр, чтобы самостоятельно опробовать на себе все последние изыски кино и проверить, «сработались» ли Тим Бертон и Дисней.

О вышеперечисленном нужно говорить отдельно. А вот расскажу я о том, что меня действительно удивило.

Не понимаю, почему бертоновскую «Алису в Стране чудес» так активно стремятся сравнить с «Аватаром» все, кому, разумеется, не лень. Да, конечно, 3D, спецэффекты и все прочее. Но почему вы не обращаете внимание на суть?

(Я, кстати, так и не посмотрела «Аватар». Поэтому, даже при большом желании, вмешаться в спор не смогу).

Так кто такая Алиса Тима Бертона? Девушка с неустойчивой психикой или все еще та девочка, во что бы то ни стало стремящаяся не повзрослеть, чтобы ни в коем случае не перестать верить в чудеса? Не знаю, честно. Я в замешательстве.

Начинался фильм довольно заурядно и предсказуемо. Естественно, девочка, которую мучили кошмары, естественно, заботливый отец. и естественно, та же девочка в 20летнем возрасте. Кто бы мог подумать, что Алиса не изменится, а? (:

Где-то на 20ом, юбилейном, «неожиданном» моменте я стала разглядывать 3D-пейзажи, одежду, волосы. и неестественно бледную кожу Алисы.

Да, да, да. Корсет не надет, чулки тоже, Алиса плевала на помолвку - мама, а ты что хотела? Алису больше волнует, «каково это летать» и, конечно, обычай ныне покойного отца придумывать каждое утро 6 невероятных вещей и представлять, что они сбываются.

«Вот, - подумала я, - это уже больше похоже на настоящую Алису». Но когда наконец-то Алиса покинула всех, погнавшись за белым кроликом, упала в яму и (как позже выяснилось, но все еще остается под вопросом) ударилась головой, местная живность из Страны чудес тоже стала сомневаться, повторяя: «Это не та Алиса. Нет, не та. Кого ты нам, Кролик, привел?» Сомнение развеяла некая «летопись в картинках», на которой было четко прописан каждый день прошлого, настоящего и будущего, а главное - Бравный день, в который девушка с длинными вьющимися волосами, стоявшая спиной к наблюдающему зарисовки, должна была побороть страшное чудище и совершить государственный переворот. Алиса, естественно, кто же еще? Ее ж не жалко. Тем более, когда-то она уже имела смелость вступить в конфронтацию с королевой.

К слову, ни гусеница, ни два брата Траляля и Труляля, ни Чеширский кот не произвели должного впечатления. Да, очень не хватало ослепительной улыбки Чешира. Денег на отбеливание зубов рисованного бедняги явно оказалось недостаточно. :)

Несчастная Алиса все еще верила в слова отца о том, что во сне ничего плохого не может случиться. Но когда огромное чудовище, больше похожее на легендарного цербера, но в несколько раз страшнее и больше размером, исполосовало когтями ее руку, Алиса осознала реальность происходящего. Чудовище, кстати, потом оказалось довольно милым и за возвращенный глаз отдало «свое сокровище» и даже кинулось зализывать раны Алисе...

Шляпник и ко, пожалуй, единственные положительные герои в недетской сказке. Джонни Деппа ругать не стоит, правда. Тем, кто утверждает, что он устал от многочисленных киноролей, следует пристальней вглядеться в роль Шляпника. Не устал ли сам герой Деппа от такой жизни? Он глубоко несчастен и, что главным образом подкупает, искренен и добросердечен. Герой, борющийся за правду. Пусть за свою. Но вглядитесь, кто из героев еще поступает так же, без корысти и закулисных интриг?

Две королевы, две интриги. Они слишком напоминают пародию на борьбу социализма и монархии: две стороны, два лагеря, две судьбы... Сестры. Красная и Белая, условно злая и условно добрая, некрасивая и красивая. Шляпник, долгое время служивший Белой королеве, борется за «белую правду». Так, по привычке. Люди многое делают по привычке.

Красная королева окружена лицемерами, интриганами и пр. непримечательными личностями. Даже фаворит ее хитер, как никто другой.

А Белая королева - белоручка и неженка. Тошнит ее, видите ли, от вида умершего чудища или от составляющей собственного отвара. Говорит она так приторно-сладко. Движения характеризуются так же. И вообще она вся как рафинад, причем, наверняка, не настоящий, а красивый муляж для витрины кондитерской. Она не может причинить боль живому существу (вы что?!). Ну а послать сделать это Алису - такое благородное дело.

Особенно благородным Белой королеве кажется решение о ссылке своей сестры - Красной королевы - вместо ее казни и, конечно, сбор волшебной жидкости из зуба чудища в колбочку для Алисы. Да, да, для Алисы! Господи, она так морщилась и сдерживала тошноту, что Алиса, по идее, должна была бы быть ей до гроба благодарной! Ну а как же? :) Белой королеве все служат, потому что не могут не служить. Одни попадают под ее обаяние, другим же приходится служить, как Алисе, например.

Красная королева держит всех в страхе. Это все говорят ее комплексы. Коронная фраза-рев «головы с плеч!!!» звучит скорее как отчаяние, а не как приговор. Казнить семейного отца-лягушку за съеденный торт. Не это ли показатель жестокости?

Нет, она мнительна, подозрительна, но не жестока. Она видит подвох везде, где его нет. И в то же время настолько наивна, что не замечает ложь перед своим же носом. Приклеенные носы, уши, «навесные» (что бы вы подумали?) животы, шаблонные фразочки ее окружения дают ей такую необходимую иллюзию спокойствия и закономерности. Она верит даже в то, что Алиса - это не Алиса, а Ам. Да, Ам, просто Ам.

Во дворец Красной королевы не доставляет труда попасть - она сама приглашает туда Алису (Ам), чего не скажешь о замке Белой королевы. К нему Алиса летела на полях шляпы доброго, влюбленного Шляпника, который хотел спасти как Алису, так и свою мечту о «былом» государстве, в котором он служил Белой королеве. Но шляпа долетела лишь до болота, через которое Алисе пришлось переправляться самой. Никогда бы не догадалась, что, чтобы попасть к Белой королеве, нужно в буквальном смысле идти по головам!

Многие с недоумением подняли брови, прочитав словосочетание «влюбленный Шляпник». Нет, я не ошиблась. Шляпник-Депп, действительно, влюблен в Алису. Да и чего удивляться? Это же сон-фантазия взрослой девочки.

Но я считаю, что фраза «О, ты нормального размера! *глядя на грудь Алисы* Да, нормальный размер!» - это конец детской психике. Но его желание уговорить Алису остаться в «Стране чудес» (которая уже таковой не является) оставляет детишкам (да и взрослым) надежду и веру в светлое чувство, чистые отношения и т.д.

Глупый валет - фаворит Красной королевы - антипод Шляпника. Он откровенно зажимает (по-другому не скажешь) Алису в коридоре замка своей королевы, а потом без зазрения совести оправдывается перед королевой тем, что Алиса сама его соблазняла. Конец детской психике №2.

В финале Алиса, гордая и самонадеянная, вылезает из ямы (возвращается из командировки в ex. Страну чудес) и раздает всем советы. Странным кажется не вызывающее сомнения чувство выполненного долга Алисы.

Но действительно ли она восстановила справедливость в Стране чудес? Не уверена.

Я знаю точно только то, что она помогла влюбленному Шляпнику стать немного счастливей.

В реальной же жизни Алиса становится партнером по бизнесу несостоявшегося свекра и разрабатывает план экспорта в Китай (развивающуюся, цветущую страну). И снова политика, и снова расчет.

Не хочется уходить глубже в перипетии сюжета, но кажется, фильм я еще раз бы пересмотрела. Не потому, что он произвел на меня неизгладимое впечатление (нет, бывало и получше), но потому что он заставил задуматься. Что может быть лучше?

А фразу, произнесенную в фильме в адрес Чеширского кота, хочется переадресовать авторам фильма. «Чешир, собака!»

P.S. Вряд ли кто-то видит в этом фильме то же, что и я. Каждый видит свое. Только этим он прекрасен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий