суббота, 24 октября 2009 г.

Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие.


Жертва Богу
Одна монахиня сказала, что видела во сне икону Божией Матери и будто Божия Матерь ей сказала: «Принеси жертву». Батюшка спрашивает у монашки: «Что же ты - принесла жертву?». - А она ответила: «Что же я принесу? У меня ничего нет». На это батюшка сказал: «Жертва хвалы прославит Мя».
Жизнь вечная
«Батюшка, - спросил кто-то, - ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?». - Старец ответил: «Нет, там этого чувства уже не будет; про всех тогда забудешь. Это все равно, как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно, и толпятся разнородные мысли; а пришла - взяла билет, и про все забыла».
Когда сердце прилепляется к земному, тогда надо вспомнить, что земное не пойдет с нами в Царствие Небесное.
Жизнь духовная
Каждая вещь и дело не вдруг совершаются, а мало-помалу, по мере старания и внимания, а иногда и понуждения, и с ошибками и неприятностями, которые по времени все пройдут, а дело останется и возвеселит человека.
Старец писал одной дочери духовной, уподобляя ее жизнь довольно глубокому рву, который в дождливое время наполняется так, что и переезду не бывает; в другое же время высыхает так, что нисколько по нем не течет вода. - Святыми же отцами похваляется такая жизнь, которая проходит подобно малому ручейку, постоянно текущему и никогда не иссыхающему. Ручеек этот удобен: во-первых, к переходу, во-вторых, приятен и полезен всем проходящим, потому что вода его бывает пригодна для питья, так как тихо текущая и потому никогда не бывающая мутною.
Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени кончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно.
Когда старцу написали, что тяжело на свете, он ответил: «Потому она (земля) и называется юдоль плача; но люди одни плачут, а другие скачут, но последним будет нехорошо».
«Чтобы исправить, или человеку самому исправиться, не надо вдруг налягать, а нужно как тянут барку - тяни, тяни, тяни, отдай, отдай. - Не все вдруг, а понемногу, - говорил батюшка. Знаешь «рожон» на корабле: это такой шест, к которому привязаны все веревки корабля, если тянуть за него, то потихоньку и все тянется, а если взять сразу, то все испортится от потрясения».
Одна женщина спросила батюшку, где ей жить: в миру или в монастыре? Батюшка ответил так: «Можно жить в миру и не на юру, а жить тихо».
Жизнь
Как жить? На вопрос: «Что значит жить по сердцу?» - батюшка ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».
Батюшка говорил: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем».
Кто из поступивших в монастырь прямо пойдет путем смирения в страхе Божием и, сохраняя по совести очи, и слух, и язык, а в ошибках прибегая к самоукорению, тот мало увидит неприятных случаев, а слово «сплетня» для него и существовать не будет.
На вопрос, как жить, батюшка говаривал: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
«Смотри, Мелитона, - говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, - держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».
Зависть
Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное - не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.
Заповеди
Один раз старец, объясняя слова святого апостола Иакова: «Не мнози учители бывайте», - сказал: «Учить - это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять - большие камни на колокольню таскать».
Искушения
Некто говорил отцу Амвросию: «Когда в грубые искушения впадаю, то прихожу в уныние и даже отчаиваюсь». Батюшка ответил: «Когда отец игумен Антоний был болен, то перед его смертью мы с отцом Климентом приходили к нему. Отец Климент в это время о ком-то сомневался, а отец игумен говорил: не надо отчаиваться ни за кого, один диавол отчаялся, а прочие могут спастись».
Келия
После всенощной если к тебе придут в келию, то ты встань, зажги свечку и скажи: «Ну-ка, сестра Варвара, прочитай-ка вечерние молитвы и по очереди». - Этим отучишь ходить в келию.
В келии не ходить и к себе гостей не водить.
Если кто скажет: «Зайдите», - то скажи: «Я теперь в кислом расположении - не могу».
Козни врага
«На хребте моем делаша грешницы». Враг нападает на человека страстями, и человек делает все, что ему враг внушает, и все это на его спине отзывается.
Враг борет и десными и шуиими, то тоскою и страхом, то высоко-умием и самонадеянностью, а когда отвергают его внушения, то опять шепчет: «благоже, благоже сотворил, победил, соделался велик».
Что означает: «Приступит человек, и сердце глубоко. И вознесется Бог, стрелы младенец быша язвы их?» - Батюшка объяснял так: «Приступит злой враг-человек и сеет плевелы на ниве Господней. Сердце глубоко - кто сам себе внимает и не смотрит, кто и как что делает, а если он призовет Бога, то молитва победит и отгонит нападение вражие, и тогда стрелы его будут, как стрелы младенцев, как мухи кусают».
Враг наш невидимый сам же вложит мысль греховную в душу человека, да тут же и запишет ее, как его собственную, дабы впоследствии на страшном суде Божием обвинить человека.
Раз батюшка говорил: «Паук ленивый, сидит на одном месте, ниточку выпустит и ждет; как попадется муха, сейчас ей голову долой. А муха-то жужжит. Так и враг всегда протягивает сети, и как кто попадется, сейчас голову долой». Потом батюшка обратился к кому-то и говорит: «Смотри не будь мухой, а то так же зажужжишь».
Крестное знамение
Как велика сила крестного знамения? Один любил выпивать. И вот однажды в таком виде заблудился где-то, и представилось ему, что кто-то подходит к нему, наливает из графина в стакан водку и предлагает выпить. Тогда он говорит этому: «Подержи пока стакан, а я перекрещусь». И только что осенил себя крестным знамением, как все пропало, и вдали залаяла собака. Он очнулся и видит себя в непроходимом болоте, в водовороте и, если бы не лай собаки, не выбраться бы ему оттуда.
Когда в мирском доме бываешь: то как в дом войдешь, в первой комнате креститься три раза; а в другую комнату (перейдешь), можно один раз. А когда обедать сядешь, за первым кушанием только один раз перекреститься, и на весь обед.
Одна женщина рассказывала батюшке, что она стыдилась креститься в мирском доме, чтобы не увидали. На это он привел следующий пример: «П.В. С-н была в хорошем доме, ей захотелось пить, а батюшка Макарий благословил ей креститься. Она и думает: креститься нельзя и не креститься не хочется, - и не стала пить. Так и ты, не хочешь креститься, то и не пей чаю».
Лицемерие
Многие из подражания другим отреклись от веры в Бога. Один так-то не верил в Бога, а когда на войне на Кавказе пришлось драться, то он в самую страшную минуту, когда кругом летали пули, пригнулся, обнял свою лошадь и все время читал: «Пресвятая Богородице, спаси нас». А потом, когда, вспоминая об этом, товарищи смеялись над ним, то он отрекся, говоря, что этого не было. Рассказавши про это, батюшка прибавил: «Лицемерие хуже неверия».
Любовь
Ты должна иметь любовь, а любовь с крыльями: с одной стороны - смирение, а с другой - милостыня и всякое снисхождение к ближнему.
Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши.
Любовь покрывает все. Если кто делает добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может; а где по долгу только, там он все-таки старается помешать тем или другим.
«Любовь, - говорил раз батюшка словами апостола, - все прощает, долготерпит, не осуждает, ничего чужого не желает и не завидует».
Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение.
Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь: то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А, главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедай это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать; а когда исповедуешь, враг и отойдет.
Бесстрастными ведь не сейчас можно сделаться; а всякий раз, чувствуя свою греховность, говори: «Господи, прости мне!» Господь один силен вложить в сердце человека любовь.
Любить надо, а привязываться страстно не надо. Заповедь повелевает чтить родителей и даже награду назначает за это. Но если ты, говорит Господь, любишь отца, или матерь, или кого-либо больше Меня, то не достоин быть Моим учеником. Значит, только пристрастие не позволяется, а не любовь.
Когда батюшку попросили объяснить, что значит: «Аще враг твой алчет, ухлеби его, углие огненное собираешь на главу его», - он ответил: «Углие огненное на главе означает ум. Когда ухлебишь врага, то ум его согревается к тебе любовью».
Милостыня
Когда отцу Амвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал: «Давай что можно, елико душа возможет. Как один странник просил милостыню; одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая и, что просил у нее странник, все ему давала. Только что ушел он от них, как сделался у них пожар, и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал, -той, которая много подавала, много отдал, а скупой сказал: на тебе твой платок».