Раннее детство (от года до трех лет). Переход во второй возраст - довольно сложная перестройка всего организма, весьма резкая смена физиологии и психологии. Это своего рода кризис.
Если в первом возрасте решалось, быть ли ребенку Человеком, или Получеловеком, или кем-то еще, то во втором - уже решается, КАКИМ ему человеком быть, нести в мир добро или зло, служить людям или лишь себе, и так далее.
В этом возрасте ребенок - экспериментатор. Его девиз - не верь глазам своим. Он будет стремиться постоянно перепроверять обстоятельства реального мира, ничему не доверять, не верить в постоянство
предметов и людей. Необходимо тщательно все ощупать, простучать, обойти все углы и закоулки. Поле для экспериментов должны обеспечить родители. Начинает ребенок с матери, интересуется, из какого материала она сделана и прочна ли конструкция. Потом полем эксперимента становится собственное
тело. Следующий объект - еда (что родителями, естественно, не поощряется). Поэтому, игрушек должно быть много, по-разному устроенных, разных размеров и физических свойств. Кроме игрушек годятся любые
безопасные для ребенка предметы. Любимая методика всех - экспериментов - бесконечный повтор. Какое-то действие младенец будет повторять и повторять, пока его просто не переключат на что-нибудь другое.
Переключить - это значит увлечь чем-то более интересным! А вот ломать волю элементарным запретом крайне нежелательно. На запреты должен быть наложен запрет.
Это возраст неуемных фантазий. В фантазиях ребенка не стоит искать какой-то логики и смысла - идет чистый эксперимент, лишенный предварительных идей. Лишь бы ему дали больше простора для экспериментов. Лишь бы ему не давали слишком часто по рукам, не ограничивали его фантазии догматизмом. Ну надо ему что-то сломать или раскурочить. Надо! Выбор есть всегда: вырастить человека с
большой фантазией или вырастить ребенка с правильными манерами.
В этом возрасте характерно упорство в достижении возникающей цели. Задачи родителей - не бороться с волей ребенка, а лишь следить за ней, понять ее направление, разгадать траекторию и предусмотреть
последствия. Обычно для этого возраста задачи воли обыденные - научиться ходить, говорить, орудовать предметами, ломать игрушки.
В этом возрасте наружу прорывается ЛЮБОВЬ к матери (может и к отцу). Эта любовь согревает счастливых родителей. Задача родителей - ответить взаимностью на эту любовь, ибо любовь без взаимности может быть быстро погашена или обращена на другой объект или даже превращена в нечто
противоположное любви. Не следует ограничивать ласки ребенка, какими бы странными они
вам не казались. Стоит чередовать обычные ласки с более сложными элементами любви - заигрывание, кокетство, ревность, жар встреч и горечь разлук. Сторонникам суровых, спартанских методов воспитания,
лишенных сантиментов, к малолетнему человечку лучше подходить реже, по крайней мере, пока ему не исполнится 7 лет.
В этом возрасте закладывается физиологический фундамент - болезненность или выносливость, шустрость или медлительность, жизнерадостность, пугливость или храбрость. Тем, кто хочет вырастить сильного человека, упускать время этого возраста никак нельзя. В этом возрасте нет предела физическому самосовершенствованию.
Общение, которое было так благоприятно в первом возрасте, необходимо усечь до минимума. Более
того, ежеминутное общение с родителями тоже теряет актуальность. Оставленный наедине с самим собой, малыш чувствует себя вполне комфортно. Необходимо лишь создать достаточно насыщенную среду для
экспериментов. Примитивные игрушки должны уступить место более сложным, которые можно разобрать. Сократив время общения с ребенком, необходимо увеличить их интенсивность, глубину проникновения в мир ребенка. Детские ясли в этом возрасте вряд ли уместны, поэтому трех летний отпуск матери вполне
оправдан.
В этом возрасте для ребенка характерно вредительство, поэтому прятать от него все, что особенно дорого.
Единственная характеристика, перешедшая без изменений в этот возраст из первого возрастного периода - любовь к предметам и действиям. Смысл такого постоянства понятен - процесс оживления мертвой материи продолжается.
В этом возрасте ребенок начинает разбираться с запахами и вкусовыми ощущениями. Самые загадочные вкусовые пристрастия формируются именно в этом возрасте. Надо, с одной стороны, дать максимально широкие возможности для вкуса, а с другой стороны, сформировать этот самый
вкус.
В этом возрасте вполне уместны меланхолия и скепсис. А потому не следует паниковать и расстраивайться, если в глазах вашего любимца вдруг промелькнет грусть или вдруг вы заметите на лице
скептически-ироническую улыбку.
Следует приучать ребенка к самостоятельности. Чем больше ребенок будет делать самостоятельно, тем
лучше. Для ребенка годится все, что начинается с "само". Ну а родителям это слово надо повторять, как заклинание: "Сам, все сам.".
От года до трех лет закладывается основа отношения к ребенку в семье. Возможны два варианта: ребенок принят семьей или он отвергнут. Естественно, что каждый из вариантом может иметь различную
степень проявления. Например, ребенку разрешено остаться в семье, но не более того. Главное, чтобы он не мешал другим членам семьи. Он не может рассчитывать на любовь, ласку, внимание и воспитание. Его кормят, чтобы не умер, и одевают, чтобы не был гол. Чаще всего готовы хорошо кормить и шикарно одевать, лишь бы он не беспокоил близких своих своим присутствием. Отказ от ребенка тоже имеет
различные уровни:
- родители передают его на воспитание другим родственникам (бабушкам и дедушкам, дяде и тети);
- ребенка отдают в суточные группы (ясли, детсад) или интернат;
- изгоняют из дома (бродяжничество) или отказываются от него (дет дом или новые родители).
Дальнейшая судьба ребенка будет определяться отношением к нему со стороны близких: планируют его будущее или нет, дают ему образование или воспитание или нет, беспокоятся за него или нет, воспитывают его в любви или ненависти, в свободе и уважении или в подавленности и унижении. Можно было бы продолжить перечислять варианты семей, однако и этих достаточно. Главное - необходимо понять, что начиная с 3-х лет ребенок требует самого внимательного отношения к себе. Если ему не
помогают в семье, значит, он найдет себе иных помощников, и не всегда положительных. С этого возраста процесс воспитания не имеет границ. Это означает, что для каждого отдельного человека существуют свои границы раскрытия способностей и таланта. Кто-то проявит их в детстве, а для других такой период может наступить и в 30, и в 40 и даже в 70 лет. Главное, чтобы его близкие помогали ему своим вниманием, любовью, советом, терпимостью и пониманием.
суббота, 25 июля 2009 г.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)