воскресенье, 26 апреля 2009 г.

Из прочитанного

Конспект. Скотт Пек "Непроторенная дорога", часть первая (психология)

Жизнь предлагает нам бесконечную последовательность проблем, она всегда трудна. Только благодаря проблемам мы растем умственно и духовно. Привычка уклоняться от проблем и сопутствующего им эмоционального страдания лежит в основе всех психических заболеваний человека. Изящно сказал Карл Юнг: "Всякий невроз - это замещение законного страдания". Однако замещение в итоге становится еще более болезненным, чем изначальное законное страдание. Сам невроз оказывается величайшей проблемой. Оставаясь верными избранному пути, многие больные пробуют избежать боли и новых проблем, придумывая новое замещение, и так, слой за слоем, выстраиваются сложные неврозы.

Существует четыре инструмента, помогающие пережить боль проблем конструктивно, и называются они дисциплиной:

1.Отсрочка удовольствия

Дети, заброшенные психологически или в прямом смысле, приходят в мир взрослых с глубокой неуверенностью в душе: им этот мир не сулит ни безопасности, ни помощи. Наоборот, он враждебен и жесток, поэтому нет смысла откладывать удовольствие на будущее: будущее кажется сомнительным.

Склонность игнорировать проблемы - это еще одно очевидное проявление нежелания откладывать удовольствие.

2.Принятие ответственности

Невротик берет на себя слишком много ответственности, характеропат - слишком мало. В случае конфликта с миром невротик автоматически считает виноватым себя, характеропат же обвиняет весь мир. Нетрудно догадаться, что психотерапевту легче работать с невротиками, потому что при всех своих затруднениях они берут ответственность на себя. Невротики делают несчастными себя, характеропаты - всех других. Мы взрослые, и если физически мы здоровы, то наш выбор почти не ограничен. Это не значит, что он безболезнен. Часто приходится выбирать из двух зол, и все же этот выбор в нашей власти.

3.Приверженность истине

Что происходит, когда человек длительным и тяжким трудом выстрадал свой взгляд на мир и вдруг он сталкивается с новой информацией, и оказывается, что его взгляд не верен и должен быть почти полностью пересмотрен? Для этого потребуются болезненные усилия, пугающие своей непомерностью. Если ... реальность болезненна - ее избегают. Мы можем пересматривать свои взгляды лишь при условии, что наша дисциплина достаточно крепка, чтобы вытерпеть эту боль. Чтобы обладать такой дисциплиной, мы должны быть беззаветно преданы правде. Чем более честен человек, тем легче ему продолжать быть честным; чем больше человек солгал, тем больше лгать придется ему снова и снова. Люди, преданные правде, живут открыто; опыт же открытой жизни делает их свободными от страха.

4.Уравновешивание

Это дисциплина, которая дает нам гибкость. Для того чтобы успешно функционировать в нашем сложном мире, мы должны не только выражать свои эмоции, но также и не выражать их. Более того, мы должны уметь выражать их различными способами. Иногда лучше всего выразить их спокойно и холодно, иногда - шумно и страстно.

Смелый человек должен постоянно принуждать себя к полной честности, но в то же время обладать способностью утаивать правду, когда это нужно(3). Чтобы быть свободными людьми, мы должны принимать на себя всю положенную нам ответственность, но уметь отказываться от излишней, в действительности не нашей ответственности(2). Чтобы жить организованно, продуктивно, мудро, мы должны ежедневно откладывать удовольствие и заглядывать в будущее; но жизнь наша будет радостней только в том случае, если мы способны, ничего не разрушая, жить настоящим и действовать спонтанно(1). Другими словами, дисциплина сама должна быть дисциплинированной. Тот тип дисциплины, который требуется для дисциплинирования дисциплины, называется уравновешиванием(4).